Новости МДЦ

Финансово-экономическая экспертиза

Добрый день, друзья. Сегодня хотелось поговорить о финансово-экономической экспертизе и о том, как она помогает выжить в эру, когда субсидиарка стала действительно эпидемией. Хотелось бы начать с цитаты Булгакова, фразы, которую он вложил в уста Воланда, «человек смертен, но это было бы еще полбеды, плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Данную фразу можно с полным успехом сейчас отнести и к ситуации с юридическими лицами. Бизнес в России в последнее время стал действительно смертен, что не ново, но он стал смертен еще и внезапно. Возникают ситуации, у меня перед глазами было несколько таких ситуаций, когда за старые грехи происходили доначисления НДС на огромные суммы, и бизнес фактически мгновенно закрывался. Бывают ситуации, когда выявляется дробление бизнеса, бизнес сливается, начисляются огромные суммы по НДС, налогу на прибыль. Бывали случаи, когда люди уходили на банкротство после того, как они на протяжении длительного времени выполняли какие-то государственные контракты, в итоге, на субподряде, не получали никаких денег.
Резкое изменение внешней ситуации, санкции, даже резкие климатические ситуации или банальный потребительский терроризм может привести бизнес, вполне вчера цветущий в ситуацию банкротства. В такой ситуации любой предприниматель первое, что начинает думать – как бы ему вывести активы. Если раньше всё было достаточно банально, то есть, активы какими-то сделками выводились на новое юридическое лицо, после чего предприниматель с счастливым видом говорил своим кредиторам «до свидания, вот вам ваша пустая ООО-шка, берите с неё, что хотите», то в последнее время ситуация изменилась в связи с тем, что сейчас и собственников, и руководителей, бенефициаров по сути, компании можно привлечь к субсидиарной ответственности, то есть, если задолженность перед кредиторами не будет погашена из активов предприятия, то эти требования предъявляются к личному имуществу уже лиц, которые влияли на принятие решений.
К сожалению, в таких экстренных ситуациях, когда наваливается череда проблем, возникают вопросы с банкротством, предприниматели и руководители начинают предпринимать какие-то отнюдь не самые правильные действия. В результате попадают на эту субсидиарку, а субсидиарка – вещь тяжелая. Одно дело, когда ты рискуешь в бизнесе, и у тебя есть риск получить прибыль и риск получить убыток, другое дело, когда все, что ты протяжении нескольких десятков лет нарабатывал - собственность, на чём у тебя живет семья, приходят люди и предъявляют свои требования.
Всегда в этой проблематике есть две стороны. С одной стороны, есть контролирующее должника лицо - собственник, руководитель или иные какие-то лица. И у них задача, когда они ведут бизнес, вести бизнес таким образом, что в случае какой-то экстренной ситуации, чтобы к ним не могли предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности. А вторая ситуация обратная. Вы ведете бизнес, у вас есть какой-то субподрядчик, который ведет себя некрасиво, или заказчик, вместо того, чтобы с вами расплачиваться, уходит на банкротство и кидает на значительные суммы. И тогда задача обратная – привлечь этого должника к субсидиарной ответственности. Задачи обратные, но решаются они одними и теми же средствами, это две стороны одной медали.


Чем вообще опасна субсидиарная ответственность, тем, что обращение на взыскание на личное имущество, эти обязательства не могут быть прекращены личным банкротством, то есть, повесив на себя такие долги, а это гигантские могут быть суммы, вы обречены на практически пожизненное пребывание либо в долгах, либо в серой зоне, уже на белые доходы рассчитывать не приходится.


Кто в зоне риска. Это руководители предприятия, кто принимает решения, это участники-акционеры. Не для моей целевой аудитории, но в том числе и номинальные руководители, зачастую у нас бывает любовь поставить в качестве руководителя родственника, близкого друга и так далее, ты только бумажки подписывай, мы тут создали структуру, группу лиц, и мы будем работать, а что-то произойдет и пусть произойдет. Кстати, недобросовестные предприниматели часто пользуются этим номиналом, зиц-руководителям нужно это понимать. Родственники руководителей, если они оказывали влияние на принятие решений, и любые другие лица, которые так или иначе удастся доказать, что они принимали решения, оказывали влияние на принятие решений.


В общем виде субсидиарная ответственность – это следствие банкротства предприятия, когда долги превышают количество активов, из которых это можно возместить. В банкротстве наступают работы по тому, чтобы привлечь источники для погашения долгов. Здесь возникает следующая ситуация. Есть банкротство официальное, а есть объективное, то есть, предприятие объективно является банкротом, но формально процедура не объявлена. Для того, чтобы предприятия было банкротом, достаточно чтобы величина чистых активов предприятия была ниже нуля, была отрицательной, количество активов должно быть меньше, чем количество обязательств, которые есть у предприятия.


Это должен отслеживать финансовый директор, но не на всех предприятиях есть финансовые директора, и даже там, где это есть, не всегда это показатель, этот критерий, не все осознают его последствия. В чем последствия. Если у вас предприятие, чистые активы являются отрицательной величиной, то это обязанность руководителя – объявить банкротство, вы должны сами подать на банкротство. И невыполнение этой обязанности – это одно из оснований привлечь к субсидиарной ответственности.


Вы должны смотреть на наличие претензий, которые ставят под угрозу способность рассчитаться с кредиторами, то есть, если у вас есть претензия от налоговой на очень большую величины, это ставит вас уже в ситуацию, когда вы не сможете с кредиторами рассчитаться, и тогда вы обязаны объявить банкротство.


Вообще тема привлечения к субсидиарной ответственности имеет два основных аспекта. Первый аспект – юридический. Возникновение оснований для привлечение этой ответственности, кто может быть привлечен, в каких ситуациях, что может освободить от ответственности и так далее. Этот аспект я рассматривать не буду потому, что это компетенция юристов, отдельно об этом можно будет поговорить. Я поговорю о финансово-экономической стороне проблематики, как отследить момент наступления банкротства и как отследить момент, были ли совершены определенным лицом действия для того, чтобы избежать или не дать возможность предприятию погасить свои обязательства.


Что является экономической сутью привлечения лица к субсидиарной ответственности. Это то, что это лицо сознательными, умышленными действиями привело к ситуации, когда предприятие не может погасить свою задолженность перед кредиторами. Проблема не в том, что предприятие стало банкротом, такое случается, это бизнес, а проблема в том, что в этой ситуации контролирующее должника лицо, которое имело возможности, полномочия для контроля, оно предприняло действие, чтобы вывести активы, как это обычно делается. Мы понимаем, что банкротство и начинаем продавать машины за три копейки, недвижимость переводить на какие-то другие юридические лица, оборудование, запасы списывать и так далее, идет раскидывание активов. Это экономическое основание, сущность привлечения к субсидиарной ответственности. Финансово-экономическая экспертиза и сводится к тому, чтобы, во-первых, установить, когда предприятие попало в ситуацию банкротства, когда уже возникла угроза для выполнения обязательств, и в случае возникновения такой ситуации, такого периода жизни предприятия, когда оно попало в предбанкротную ситуацию, какие были совершены действия, анализ действий, которые можно трактовать, как вывод активов.


Как по-простому делается финансово-экономическая экспертиза. Во-первых, нужно скорректировать стоимость активов и обязательств, исходя из их рыночной стоимости. У нас есть масса предприятий, у которых на балансе стоит недвижимость по остаточной стоимости, оборудование по остаточной стоимости, которая нулевая, с советских времен досталось, или уже амортизировалось оборудование, ускоренная амортизация каким-то образом. У них по балансу нулевая стоимость, и величина активов получается достаточно маленькой. Но, если провести рыночную оценку этих активов, то может быть достаточно большая величина активов. Мы делаем корректировку.


То же происходит с дебиторской задолженностью. Она наоборот может быть достаточно большой, но, если её проанализировать и понять ее оборачиваемость, можно понять, что там есть кусок мертвой дебиторской задолженности, которая в отчетности висит, но на самом деле уже ничего не стоит, сроки исковой давности прошли. А бывает дебиторка с длительным периодом возмещения, с учетом того, что ее оборачиваемость длительная, то ее стоимость тоже нужно корректировать потому, что это по сути замороженные средства.


Дальше идет анализ коэффициентов. Любое предприятие можно охарактеризовать группой коэффициентов, показывающей ликвидность его активов, оборотоспособность, его финансово-экономическое состояние. Эти коэффициенты позволяют анализировать, не погружаясь глубоко, деятельность предприятия на протяжении длительного периода времени, мы просто берем временные отсечки и смотрим эти показатели. В какой-то момент мы можем увидеть, что показатели стали резко ухудшаться. Мы понимаем, что предприятие вследствие каких-то причин уходит в банкротство. И когда мы видим период этого резкого ухудшения, ухода показателя за критичные уровни, мы начинаем анализировать этот период времени.


В этот период времени надо проанализировать все сделки, которые были на предприятии. Выявляются нетипичные сделки, сделки, совершенные на не рыночных условиях. Если мы видим, что автомобиль продаётся за 3 копейки, то мы понимаем, что что-то здесь не так. Анализ этих договоров, где показывается, что эти сделки совершены на не рыночных условиях, и на основании этого анализа делается вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства или их отсутствие. Вся финансово-экономическая экспертиза сводится к определению двух вещей: период, когда наступила плохая ситуация на предприятии, и выявление тех сделок, наличие в этот период на предприятия сделок, которые можно характеризовать, как вывод активов.


Здесь важно понять, что существует два подхода. Есть подход арбитражных управляющих. Арбитражные управляющие берут официальные показатели бизнеса, те, которые указаны в бухгалтерских документах. Они проводят достаточно узкий анализ показателей, и они достаточно формально смотрят на сделки. А есть подход финансово-экономического эксперта. Во-первых, он не смотрит на чисто бухгалтерскую отчетность, он ее нормализирует, приводит стоимость всех активов, которая включена в отчётность предприятия, он приводит до рыночный. Мы имеем не какую-то теоретическую картинку, а реальную стоимость активов предприятия. Это может радикальным образом изменить картину.


Во-вторых, финансовый эксперт анализирует не по узкому, не по четырем показателям, а по более, чем 30-ти показателям деятельность предприятия. Почему это важно. Потому, что бизнесы разные, показатели оптовой торговли и показатели промышленного предприятия могут быть сильно различны. Не учитывая отраслевую специфику, специфику масштаба бизнеса, территориальную специфику, можно проглядеть начало конца, или наоборот принять за плохую ситуацию ту ситуацию, которая является для этих отраслей нормальной.


Например, у предприятий оптовой торговли большая дебиторка, большие запасы, практически отсутствуют внереализационные активы. Показатели за счет этого могут показаться достаточного плохими, но на самом деле деятельность вполне рабочая.


Кроме того, финансово-экономический эксперт учитывает некие особенности макроэкономической ситуации. Это могут быть и какие-то природные катаклизмы, и еще что-то. Например, предприятие осуществляло определенную деятельность, закупала сельхоз сырьё, изначально закладывало в модель определенную стоимость этого сырья, и заключила фьючерсные контракты на покупку сырья будущего урожая. Был очень большой урожай, в результате цены на сырье упали, а фьючерсы уже были заключены. Предприятию пришлось покупать сырье по завышенным ценам, в результате это привело к неблагоприятным последствиям. В то же время, это обычная рыночная ситуация и здесь нельзя винить руководство. Это был какой-то форс-мажор, такая ситуация, которую трудно было предвидеть, но нельзя обвинить руководство в том, что оно делало это сознательно.


Ещё один момент, который отличает финансово-экономического эксперта от арбитражного управляющего, заключается в том, что эксперт анализирует в том числе экономический смысл сделок. У сделок есть не только цена, но еще и сроки, сроки оплаты. Зачастую сделка может выглядеть рыночной с точки зрения стоимости контракта, но быть далеко не рыночной с точки зрения порядка оплаты. Договор купли-продажи чего-то, оплата через полтора-два года. Понятно, что в таких случаях сделка явно имеет какие-то дефекты.


Финансово-экономическая экспертиза должна являться некой гигиенической процедурой для бизнеса. Неблагоприятные последствия могут наступить не только в том случае, когда вы становитесь банкротом, но и в том случае, когда вы взаимодействуете с контрагентом, который является банкротом. Вы можете сделать туда какую-то поставку, не понимая, что это банкрот, и обратно уже денег не получить.


Есть определенные триггеры, спусковые крючки, которые стоит в уме держать руководителю, собственнику бизнеса для того, чтобы понимать, возможно наступление рисков, связанных с банкротством, и впоследствии привлечение субсидиарной ответственности, или нет. Какие это могут быть триггеры. Во-первых, это риски со стороны контрагентов. У вас появился новый поставщик, новый клиент. У вас есть некий ключевой поставщик, клиент или клиент, который занимает большую долю вашей деятельности. Вам надо его мониторить в том числе. У вас заключаются какие-то длинные договоры на большие сроки. Вам тоже тогда можно посмотреть этих контрагентов и контролировать этих контрагентов на протяжении всей жизни этого договора.


Если у вас есть большие госконтракты, вам тоже надо понять, насколько выполнение этого госконтракта, нередкая ситуация, когда выполнение госконтракта и последующие тяжбы и нерасчет со стороны властей может привести к банкротству предприятия. Эти риски надо оценить, понять их стоимость и понять их воздействие на ваше предприятие.


Есть внутренние риски предприятия, наличие большого объема плохой дебиторки, кривая отчетность, например, у вас долго не проводилась переоценка активов, и может сложиться ситуация, что по финансовым показателям вполне работоспособное предприятия может оказаться на грани признаков банкротства. Большой сервис-сегмент в бизнесе. Это уже создает потенциальные риски налоговой. Это тоже надо оценивать. Основной внутренний триггер – это отсутствие финансовой службы. Вопрос – кто следит за показателями ваших активов, чистых активов. Это не роль бухгалтера, на него можно повесить, но бухгалтер –это человек, который занимается учётом, а финансист – это вопрос про прогнозирование и про анализ.


Оценка макроэкономических рисков. Если вы понимаете, что ваше предприятие по каким-то из этих рисков оказывается в зоне высоких рисков, то вам надо регулярно проводить финансово-экономический анализ своей деятельности, своих показателей, и отслеживать эти риски, или, если это ваш контрагент, тогда отслеживать ваших контрагентов. На самом деле эту систему выстроить не так сложно. Можно с нашей помощью эту систему выстроить, но эффекты очень большие.


Финансово-экономическая экспертиза – это гигиеническая процедура для вашего бизнеса. Мы чистим зубы не для того, чтобы излечиться от болезни, а для того, чтобы болезни не было. Так и финансово-экономическая экспертиза. Мы ее проводим относительно себя и относительно контрагентов не для того, чтобы залечить какие-то раны, уже в процессе банкротства что-то решить, мы её проводим для того, чтобы не заходить в критические ситуации, когда люди начинают в панике совершать глупые действия, приводят к тому, к чему приводит.


Надо понимать, что основания для возникновения банкротства могут возникнуть внезапно. Неправильные действия после возникновения угрозы банкротства могут привести к субсидиарной ответственности, а субсидиарная ответственность может очень сильно повлиять на вашу дальнейшую жизнь, как человека. Поэтому тема важная, тема актуальная. Берегите себя.


Подписывайтесь на наш канал, мы будем размещать еще дополнительные материалы по этой тематике потому, что тематика очень интересная.

Границы разумного